ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С. С. ПРОКОФЬЕВА»

Положение о кафедре

 

Заведующая кафедрой, доцент Стецкая Любовь Антоновна

E-mail :  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

 

 

О кафедре
 Кафедра общего фортепиано организована одновременно с основанием Донецкого государственного музыкально-педагогического института в 1968 году, ныне Донецкой государственной музыкальной академией имени С.С. Прокофьева. С момента существования работа кафедры базируется на принципах высокой требовательности и методической целесообразности.  Первая заведующая кафедрой – Ж.П. Дубинская. В последующие годы эту должность занимали В.М. Шибаев, Н.В. Симонова, Л.В. Волкова, Л.В. Кнышева.

В период становления вуза происходило формирование педагогического состава кафедры, преподавателями которой стали выпускники Харьковской государственной консерватории Е Н. Пономаренко, Н.Л. Гребенюк, Р.Л. Донина, А.П. Гайдукова и выпускница Казанской государственной консерватории Г.П. Лазарева. Огромную роль в научно-методическую работу кафедры внес кандидат искусствоведения, профессор В.А. Колоней. 
         На сегодняшний день кафедру общего фортепиано возглавляет лауреат международных конкурсов, доцент Л.А. Стецкая. Коллектив кафедры: доценты Л.В. Волкова, О.В. Аверина, старшие преподаватели А.И. Балджи, С.И. Кривонос.  Преподаватели ведут активную исполнительскую, просветительскую, научно-исследовательскую работу, оказывают методическую помощь музыкальным учебным заведениям региона, принимают участие в научно-практических конференциях и семинарах.

Основными задачами учебного процесса кафедры общего фортепиано является закрепление и развитие сольного и ансамблевого исполнительского мастерства студентов на фортепиано, расширение и углубление их общей музыкальной эрудиции, овладение навыками чтения с листа, транспонирования аккомпанемента, то есть теми навыками, которые значительно дополняют профессиональные качества будущих специалистов. В связи с этим кафедра регулярно проводила студенческие отчётные концерты, тематические концерты-лекции в стенах Академии, в Донецкой республиканской универсальной научной библиотеке имени Н.К. Крупской, Донецком республиканском художественном музее и других концертных площадках города. Многие студенты кафедры являются лауреатами и дипломантами международных и всероссийских конкурсов.

 В 2018 году кафедра фортепиано инициировала проведение ежегодного Открытого Республиканского конкурса фортепианной подготовки «Грани таланта» для студентов средних специальных и высших учебных заведений культуры и искусства, цель которого – популяризация богатейшего фортепианного наследия.

          Накопленный в течение многих лет педагогический, творческий и научный потенциал даёт возможность преподавателям кафедры и сегодня находить новые формы работы, внедрять их в учебный процесс, постоянно совершенствовать методику преподавания, расширять и обновлять педагогический репертуар.

Положение о кафедре

Заведующая кафедрой,  доцент Мурзаева Алиме Назымовна

E-mail : Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

 







О кафедре

Кафедра дирижирования

Кафедра дирижирования создана 01.09.2023 года на базе кафедры хорового дирижирования, существовавшей со времени открытия в Донецке высшего учебного заведения искусств. Ныне кафедра включает в себя две секции: хорового и оркестрового дирижирования.

Секция хорового дирижирования

В педагогический состав на начальном этапе вошли: В.  А.  Вакулович, А. Ф. Ушкарев, В. Л. Бахарев, П. Г. Добровольский, Л. С. Ликова, В. Г. Попов, Ю. А. Филатов, А. С. Шадурский; позже ­Д. С. Глушко, П. Д. Горохов, Л. М. Красюк. Н. В. Окушко, Л. С. Стрельцова. Значительные достижения в научной и творческой деятельности членов кафедры стали основанием для присвоения им почетных и ученых званий.

   Огромный вклад в развитие кафедры хорового дирижирования на начальном этапе внесли заслуженный деятель искусств Украины В. О. Вакулович, заслуженный деятель искусств Украины, профессор В. Л. Бахарев, профессор П. Д. Горохов.

   С годами преподавательский и концертмейстерский состав менялся. На сегодняшний день цикл специальных дисциплин для студентов секции хорового дирижирования, обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также ассистентуры-стажировки в Академии преподают: кандидат искусствоведения, доцент Л. С. Лыкова, доцент А. Н. Мурзаева, заслуженная артистка Украины, доцент кафедры З. Я. Полищук; заслуженная артистка Украины, доцент кафедры Е. И. Уцкевич, преподаватели Ю. А. Козловская, Т. А. Басова, Н. Г. Лукашенко. Преподавание ведется по специальности: 53.05.02 «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором», специализация «Художественное руководство академическим хором», направлению подготовки: 53.03.05 «Дирижирование», профиль «Дирижирование академическим хором», направлению подготовки: 53.04.04 «Дирижирование», профиль «Дирижирование академическим хором», а также по специальности 53.09.05 «Искусство дирижирования (по видам)», вид «Дирижирование академическим хором».

Концертмейстеры секции хорового дирижирования – лучшие выпускники Академии: Л. М.  Заря, А. В. Иванченко, Т. В.  Таран, А. А. Павлова. За время существования кафедры педагогический коллектив подготовил более 800 специалистов, которые успешно работают в отечественных театрах, концертных учреждениях, музыкальных учебных заведениях Республики и за ее пределами. Среди них: главный хормейстер Донецкого национального академического театра оперы и балета имени А. Соловьяненко, народная артистка Украины, профессор Л. С. Стрельцова (класс профессора В. Л. Бахарева); главный хормейстер Днепропетровского театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Украины В. Пучков (класс профессора В. Л. Бахарева); главный режиссер-хормейстер Национального заслуженного академического украинского народного хора им. Г. Г. Веревки, народный артист Украины, лауреат Второго Всеукраинского конкурса хоровых дирижеров З. М. Коринец (класс профессора Л. С. Стрельцовой); заслуженный деятель искусств России И. Трунов (класс В. Г. Попова); кандидат педагогических наук, доцент Славянского педагогического университета С. Смиренский (класс профессора П. Д. Горохова); доцент Николаевского филиала Киевского НУКИМ А. Левченко, кандидат педагогических наук В. В. Демиденко (класс доцента О. С. Шадурского); доцент А. А. Балабан; заслуженные работники культуры Украины Г. Н. Мазин (класс профессора В. Л. Бахарева); И. А. Папуш (класс Ю. А.Филатова); В. А. Сергеев и О. З. Горская (класс Ю. А. Филатова); Л. В. Архимандритова (класс доцента В. А. Вакуловича); заслуженные работники культуры России О. Некрасова и О. Михайленко (класс доцента А. С. Шадурского), Заслуженный работник культуры Украины, лауреат премии имени С. С. Прокофьева А. П. Федоров (класс Ю. А. Филатова), лауреат международных конкурсов, доцент А. Н. Мурзаева (класс профессора В. Л. Бахарева). В Донецком академическом театре оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко успешно работают артисты хора: Ю. Козловская, Ю. Денисенко, Г. Яковенко, О. Каламурза (Донецк, ДНР); солист и дирижер С. Дубницкий. В Пермском академическом театре оперы и балета работают солистки, лауреаты международных конкурсов – Э. Коржевич, Д. Терещенко.

В Государственной академической хоровой капелле России имени А. А. Юрлова – А. Лактионов (Москва). В Национальном театре оперы и балета «Мария Биешу» Республики Молдова ­С. Дубницкая (Кишинев, Молдова); в Мариинском театре, заслуженный артист Северной Осетии – В. Дудкин (Санкт-Петербург, Россия).) и многие другие.

За последние годы наиболее значимыми достижениями студентов и преподавателей кафедры хорового дирижирования являются победы во Всероссийских и международных конкурсах:

  • Всероссийский (с международным участием) конкурс молодых дирижёров академических хоров (Белгород, РФ);
  • 11TH INTERNETIONAL MUSIC COMPETITION (Белград, Сербия);
  • V Открытый конкурс дирижёрско-хорового мастерства (Луганск, ЛНР);
  • SANREMO MUSIC INTERNATIONAL COMPETITION (Cанремо, Италия);
  • I Всероссийский открытый конкурс молодых композиторов и хоровых дирижёров имени В. С. Ходоша (Ростов-на-Дону).

 Творческие коллективы кафедры

 Камерный хор

Камерный хор Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева создан в 1968 году. В его составе студенты, обучающиеся по специальности «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором», специализация «Художественное руководство академическим хором» и выпускники академии.

С 1970 по 1993 год его возглавлял Заслуженный деятель искусств Украины, профессор П. Д. Горохов. Под его руководством коллектив подготовил и исполнил значительное количество концертных программ из произведений композиторов-классиков и современных авторов. Значительное место в них занимала музыка кантатно-ораториального жанра. С симфоническими оркестрами Донецкой, Днепропетровской и Харьковской филармоний были исполнены: оратория «Времена года» Й. Гайдна, кантата «Александр Невский» и оратория «Иван Грозный» С. С. Прокофьева, «Патетическая оратория» Г. Свиридова, кантата «Иоанн Дамаскин »С. Танеева,« Немецкий реквием» И. Брамса, реквиемы Дж. Верди, В. Моцарта и другие произведения. Высокий уровень исполнительской культуры демонстрировал хор под руководством профессора П. Д. Горохова, выступая в Киеве, Одессе, Мариуполе, Владимире, Керчи, Симферополе, Чернигове, Львове и других городах.

С 1993 года руководителем хора стал Заслуженный деятель искусств Украины, профессор В. Л. Бахарев. Лучшие исполнительские качества коллектива были сохранены, продолжалась насыщенная концертная деятельность. Она особенно активизировалась с 1997 по 2000 годы. В этот период с симфоническим и камерным оркестрами Донецкой филармонии студенческий хор исполнил ряд интересных произведений крупной формы: Реквием Л. Керубини, кантату «Весна» М. Скорика, Мессу G dur Ф. Шуберта, «Gloria» А. Вивальди, кантату «Carmina burana» К. Орфа, кантату «Рождественское сольфеджио» М. Шуха, «Высокую мессу» Й. Баха, «Вечернюю музыку» В. Ходоша. Без сопровождения исполнялся хоровой цикл П. Чеснокова «Во дни брани». В репертуаре хора постоянно звучали произведения талантливых современных донецких композиторов: А. Некрасова, А. Скрипника, В. Стеценко, О. Рудянського, С. Мамонова.

С 2000 года коллектив возглавляет лауреат международных конкурсов, доцент А.Н. Мурзаева.

Концертмейстерами хорового класса в разные годы были концертмейстеры кафедры: Л.А.  Стецкая, И.Ю. Ткачева, С.И. Кривонос. С 2010 года и по сей день с хором работает дипломант международных конкурсов, концертмейстер Л.М. Заря.

Хор Академии является не только концертным коллективом, но и творческой лабораторией для молодых хормейстеров. В продолжение сложившихся традиций работы хорового класса в репертуаре хора произведения композиторов многих национальных школ. Молодые певцы с удовольствием исполняют музыку различных хоровых стилей и направлений. Это произведения крупной формы композиторов И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, К. Орфа, Ф. Пуленка, Дж. Россини, миниатюры К. Стеценко, М. Леонтовича, С. Рахманинова, Д. Бортнянского, П. Чеснокова, М. Березовского, Г. Свиридова, А. Шнитке, А. Гречанинова, И. Брамса, а также обработки народных песен.

Своими концертными выступлениями Камерный хор активно пропагандирует современную музыку композиторов Донбасса: В. Стеценко, Р. Качалова, Д. Милки, А. Некрасова, Е. Чистой, А. Шуха.

Хоровой коллектив ФГБОУ ВО ДГМА имени С. С. Прокофьева участвует в дипломных театральных спектаклях, которые осуществляются студентами − выпускниками Академии: В. Моцарт "Волшебная флейта" (2011 г.), Ш. Гуно «Фауст» (2013 г.), А. Рудянский «Шлях Тараса» (2014 г.), А. Дворжак «Русалка» (2019 г.).

Камерный хор Академии ведет активную концертную деятельность, выступая на престижных сценах Донецка, Луганска, Ростова-на-Дону, Белгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Минска.

С 2004 по 2014 годы на базе Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С. Прокофьева были проведены Пять международных баховских академий, в рамках которых артисты хора имели возможность обучаться у немецких педагогов. Результатом сложного и плодотворного сотрудничества стало успешное (по отзывам прессы и музыкальных критиков) исполнение "Страстей по Иоанну" (2004 г.), кантат № 21, 140 (2006 г.), №117, №179 (2010 г.), № 10, 147 (2013 г.), мессы G-dur BWV 239 (2010 г.), «Magnifikat» BWV 248 (2013 г.), а также «Рождественской оратории» BWV 248 И. С. Баха (2011 г.) и мотета И. Брамса в концертных залах Луганска, Дзержинска и Донецка.

Камерный хор ФГБОУ ВО ДГМА имени С.С. Прокофьева является лауреатом премии С. С. Прокофьева, лауреатом конкурсов и музыкальных форумов:

  • «Певческий Собор» − Донецк (2003);
  • «Апрельский Благовест» − Макеевка (2007, 2009, 2011, 2012);
  • «Искорка Божия» − Донецк (2011, 2012);
  • Второй международный хоровой конкурс имени П.Муравского – Киев (2011);
  • «Молодые композиторы Донетчины − C.С. Прокофьеву» − Донецк (2011);
  • «Donbas modern music Art-2013» − Донецк (2013);
  • II Международный хоровой конгресс в московской консерватории – Москва (2015);
  • V Международный фестиваль современной музыки «Ростовские премьеры» − Ростов-на-Дону (2015);
  • Всероссийский хоровой фестиваль, посвященный 250-летию со дня рождения С. А. Дегтярева − Белгород (2016);
  • XVII-Международный фестиваль духовной музыки «Державный Глас» – Минск, Республика Беларусь (2017);
  • Международный фестиваль современного музыкального искусства на родине С. С. Прокофьева – Донецк, ДНР (2018);
  • Открытый фестиваль духовной музыки «Пасхальные перезвоны» – Донецк, ДНР (2019);
  • XI МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС – Белград, Сербия (2020);
  • IV Открытый Всероссийский конкурс-фестиваль "Образ искусства" – Санкт-Петербург (2020);
  • III Международный фестиваль-конкурс «Sempre Сoncept» – Саратов (2020);
  • Международный фестиваль-конкурс «Art Paris Fest» – Париж, Франция (2020);
  • «SANREMO MUSIC INTERNATIONAL COMPETITION 2020» Сан—Ремо, Италия (2020);
  • Межрегиональный фестиваль академического вокала и хорового пения с международным участием «Томское многоголосие» ­ Томск, РФ (2022).

 Концертный женский хор

 В октябре 2022 года на кафедре создан Концертный женский хор. Под руководством доцента А. Н. Мурзаевой хоровой коллектив стал участником масштабных творческих проектов:

  • Духовно-просветительский проект «Русь великая моя» ­– Санкт-Петербург (2022);
  • Образовательно-творческий проект «Прокофьевские ассамблеи» ­ Мариуполь (2023);
  • III Всероссийский открытый конкурс композиторов и хоровых дирижеров имени В. Ходоша ­ – Ростов-на-Дону (2023);
  • День славянской письменности и культуры ­ – Москва (2023);
  • Всероссийская декада выпускников творческих вузов Российской Федерации ­ – Москва (2023).

 Хор студентов заочной формы обучения

 С 1968 года успешно функционирует хор студентов заочной формы обучения. С 1968 по 1993г. его руководителем был доцент А. С. Шадурский, с 1993 по 1994 ­ доцент Н. В. Окушко, с 1994 по 2021 год – доцент П. Г. Добровольский. В настоящее время хором руководит преподаватель кафедры Ю. А. Козловская, концертмейстер А. А. Павлова.

Репертуар хорового коллектива достаточно разнообразен, включает в себя произведения мировой и отечественной классики, русскую духовную музыку, произведения современных композиторов, обработки народных песен разных стран. Работа хорового коллектива направлена на расширение репертуара, достижение высокого профессионального уровня, совершенствование исполнительского мастерства, раскрытие творческого потенциала каждого студента.

В списке творческих достижений коллектива победы на республиканских и международных фестивалях и конкурсах.

Активная творческая деятельность коллектива отмечена званием лауреата музыкальных проектов:

  • Открытый фестиваль-конкурс хорового исполнительского искусства «Пасхальные перезвоны», Донецк ДНР (2019);
  • Международный конкурс-фестиваль STAR FEST, Санкт-Петербург (2020, 2021).

  Вокальный ансамбль «Мечта»

 Еще одной концертной единицей кафедры является женский вокальный ансамбль «Мечта», создателем и художественным руководителем которого с 1985 по 2021 год являлся­ доцент П. Г. Добровольський, с 2021 года ансамблем руководит преподаватель Ю. А. Козловская. Начиная с 2001 года ­ коллектив был постоянным участником фестивалей польской культуры общества поляков Донбасса.

Вокальный ансамбль «Мечта» является лауреатом фестивалей и конкурсов:

  • XIII международный фестиваль поэзии М.Конопницкой – Пшедбуж, Польша (2004);
  • Первый Всеукраинский конкурс хоровых коллективов имени Б.Лятошинского –  Киев (2007);
  • VI Всеукраинский конкурс имени Н.Леонтовича –  Киев (2010);
  • Открытый фестиваль-конкурс хорового исполнительского искусства «Пасхальные перезвоны» – Донецк, ДНР (2023).

В репертуарной политике и концертно-конкурсной деятельности коллектива сохраняются традиции и планируются новые перспективные направления.

  Секция оркестрового дирижирования

 Преподаватели секции оркестрового дирижирования осуществляют преподавание учебных дисциплин «Дирижирование», «Оркестровый класс», «Практика работы с оркестром» и др. студентам, обучающимся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры следующих специальностей и направлений подготовки: 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», 53.03.02, 53.04.01 «Музыкально-инструментальное искусство», 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства».

Преподаватели секции – ведущие педагоги академии: профессор кафедры В. Н. Должиков, кандидат искусствоведения, доцент кафедры В. Н. Авилов, преподаватели Е. Н. Кулаков, А. И. Ситников, А. И. Пахоленко, А. И. Ковальская, И. С. Ковальский. Концертмейстеры: В. И. Башкина, С. И. Кривонос, Д. В. Трубецкая, А. С. Данилова, Т. А. Качайлова, Е. А. Лёля.

 Творческие коллективы секции

 Оркестр народных инструментов

 Оркестр народных инструментов Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева был создан в 1965 году. В его составе – студенты специализации «Народные инструменты» и выпускники Академии. За дирижерским пультом коллектива в разные годы стояли: Н. А. Кушнир, В.  Л.  Колеушко, профессор В. Н.  Должиков, В.  В. Воеводин, доцент А.  А.  Нижник. С 2014 по 2023 год оркестр возглавляла кандидат искусствоведения, доцент, лауреат международных конкурсов Т.  А.  Литвинец, с 2023 года оркестр осуществляет свою деятельность под руководством А. И. Ковальской.

Оркестр народных инструментов Академии существует как концертная единица, а также как дирижёрская студия практики будущих руководителей творческих коллективов. Репертуар богат оригинальными произведениями, а также переложениями мировой классики. Оркестранты на протяжении всего творческого процесса воспитываются на творениях авторов многих национальных школ, с интересом впитывая музыку различных жанров, стилевых тенденций и направлений от барокко до современных опусов. В репертуарной палитре коллектива произведения крупной формы, миниатюры, обработки и прочее. С каждым годом партитурная библиотека пополняется музыкальными мыслями величайших композиторов: И. Баха, В. Беллини, Дж. Россини, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, С. Рахманинова, Дж. Гершвина, Г. Свиридова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Бабаджаняна, З. Палиашвили, А. Пьяццоллы, М. Скорика, В. Семёнова, Л. Колодуба и множества других. Весомым вкладом в «нотную сокровищницу» оркестра народных инструментов являются сочинения композиторов Донбасса: В. Ивко, С. Мамонова, А. Нижника, Е. Петриченко, В. Стеценко, Е. Милки, А. Некрасова, М. Шуха.

Оркестр народных инструментов стал лауреатом первой премии XI Всероссийского фестиваля-конкурса ансамблей и оркестров народных инструментов Анатолия Шутикова «Народные мелодии» – Казань, РФ (2017).

 Симфонический оркестр

 Организатором и первым руководителем этого коллектива был М. Городенский. Потом оркестр возглавил А. С. Пресич – известный музыкант и дирижер, чья природная талантливость, воля и увлечение искусством помогли быстро вывести оркестр на достаточный уровень профессионализма и исполнительского мастерства, успешно овладеть сложными программами классического и современного репертуара. Творческий импульс, предоставленный А. С. Пресичем, был развит другими руководителями оркестра, среди которых можно отметить Л. К. Попову – лауреата Республиканского конкурса и дипломанта Всесоюзного конкурса дирижеров (Москва, 1983 г.). Под ее руководством коллектив приобретает новые качества – интонационное разнообразие, живописную окраску звучания.

Под руководством Т. О. Микитки студентами кафедры академического пения и оперной студии была осуществлена постановка оперы П. И. Чайковского “Евгений Онегин”, которая стала яркой страницей в эволюционном росте коллектива. По его инициативе студентам кафедры предоставлена возможность попробовать себя в качестве сольного исполнителя с оркестром Академии. Такая попытка студентки О. Васильченко с исполнением скрипичного концерта П. И. Чайковского имела успех, что способствовало получению нового сценического опыта и закреплению профессиональных навыков.

За последние годы подготовлены интересные симфонические программы из произведений П. И. Чайковского. Н. В. Лысенко, С. С. Прокофьева и других композиторов, а также поставлены оперы: «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, «Травиата» и «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Богема» Д. Пуччини, «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Наталка-Полтавка» Н. В. Лысенко и другие.

 В период с 2014 по 2022 годы за дирижерским пультом симфонического оркестра стояли талантливые дирижеры В. В. Заводиленко и С. А. Дубницкий. Под управлением В. В. Заводиленко симфоническим оркестром Академии был подготовлен ряд тематических концертных программ, а также концертное исполнение оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста», представленных в Донецкой государственной академической филармонии. Под руководством С. А. Дубницкого были осуществлены постановки дипломных спектаклей выпускников кафедры академического пения: В. А. Моцарт «Так поступают все», А. Дворжак «Русалка». С 2023 года симфонический оркестр ФГБОУ ВО ДГМА имени С. С. Прокофьева возглавляет А. А. Пахоленко.

Положение о кафедре

 

Заведующая кафедрой, кандидат искусствоведения, доцент

E-mail :  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

 

О кафедре
За время своего существования кафедра истории, теории музыки и композиции прошла важные этапы развития:

1968 год – начало функционирования кафедры, включающей в себя две секции – теории и истории музыки;

1969 год – каждая из секций приобретает статус самостоятельной кафедры: кафедра теории музыки, кафедра истории музыки;

1980 год – на кафедре теории музыки открывается секция композиции;

1991 год – решением ректората «Кафедра теории музыки» переименована в «Кафедру теории музыки и композиции»;

2000 год – на базе секции композиции создается «Кафедра композиции и современных музыкальных технологий»;

2014 год – происходит объединение двух кафедр в одну «Кафедру теории музыки и композиции» с двумя секциями: секция теории музыки, секция композиции;

2018 год – объединение кафедры теории музыки и композиции и кафедры истории музыки и фольклора в единую кафедру истории, теории музыки и композиции.

На кафедре истории, теории музыки и композиции работают как опытные профессионалы, так и молодые кадры, недавние её выпускники: кандидат искусствоведения, профессор Стасюк С.А.; кандидат искусствоведения, доцент Тукова Т.В.; кандидат искусствоведения, доцент Гамова И.В.; кандидаты искусствоведения, доценты Бабенко Е.С., Романец М.С.; доцент Балашова И.И.; старшие преподаватели Рыбина О.В., Синицкая А.П., Тихонова С.Е., Мартыненко Н.Н., Леонтьев А.Н., преподаватели Кондрашов С.Н., Рожкова А.Ю., Емелина Е.Ю.

Заведует кафедрой доцент Качалов Р.Н., который являлся исполняющим обязанности ректора ДГМА имени С.С. Прокофьева в 2017-2020 г.г.

Все выпускники заняли достойное место в мировом искусстве, имеют почётные звания, награды, работают в учебных заведениях края и за рубежом.

Секция истории музыки и фольклора

Кафедра истории музыки и фольклора, ныне – секция кафедры истории, теории музыки и композиции, создана в 1969 году по инициативе заслуженного деятеля искусств Украины, профессора А. Н. Котляревского.

На всех этапах развития главной целью её деятельности была высококачественная подготовка специалистов специализации «Музыковедение», которая предусматривает глубокую эрудицию, всестороннее знание истории мировой и отечественной культуры, музыкального фольклора, основательное владение навыками педагогической, научной, музыкально-просветительской и культурно-общественной деятельности. В задачи секции также входит предоставление глубоких знаний по истории музыки и фольклора как важной части комплексной подготовки музыканта-специалиста любой специальности.

Члены секции принимают активное участие в научно-исследовательской и методической работе академии: выпуске сборника научных статей «Музыкальное искусство», организации и проведении международных научно-практических конференций. Педагоги секции работают над докторскими (С. А. Стасюк) и кандидатскими (О. В. Рыбина) диссертациями, выступают с докладами на престижных научных конференциях (Москва, Минск, Ростов-на-Дону, Томск, Донецк), оказывают методическую помощь музыкальным учебным заведениям региона (лекции на ФПК, мастер-классы, консультации), ведут просветительскую работу, руководят подготовкой студентов для участия в конкурсах, конференциях, лекциях, концертах. В 2017 году кандиадт искусствоведения,  доцент М. С. Романец удостоена звания Дипломанта XXVII Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства (Москва).

Секция композиции

В прошлом кафедра, а ныне секция композиции и современных музыкальных технологий существует с целью воспитать будущее поколение талантливых композиторов. В рамках обучения студенты приобретают целостный комплекс знаний и практических навыков по всем необходимым в нелёгком композиторском деле музыкальным дисциплинам, а также практику исполнительской деятельности и работы с компьютерно-информационной составляющей профессии.

За время работы на кафедре творили и преподавали именитые композиторы, члены Национального Союза композиторов Украины и Национального Всеукраинского музыкального Союза: С. А. Мамонов, А. И. Некрасов, А. В. Скрыпник и другие. Традиции этих мастеров чтутся и наследуются по сей день.

Среди проектов последних лет – Концерт симфонической музыки донецких композиторов, в котором прозвучали произведения А. Н. Рудянского, В. И. Стеценко, Д. Е. Милки и Р. Н. Качалова (в рамках проекта «Музыка мира против войны», г. Ростов-на-Дону); Концерт камерно-инструментальной музыки молодых композиторов Донбасса, посвящённый 70-летию Великой Победы (2015); проводящийся при поддержке Министерства культуры Донецкой Народной Республики ежегодный Международный фестиваль современной музыки; I Международный молодёжный фестиваль современной и традиционной музыки «Русская весна в Петербурге» и другие.

Большинство студентов ярко проявили себя во время обучения, завоевав звания лауреатов и дипломантов таких престижных конкурсов, как Международный конкурс им. С. С. Прокофьева «На родине композитора. Украина-2000», Всеукраинский конкурс-смотр творчества студентов-композиторов к 100-летию С. С. Прокофьева; Всеукраинские фестивали-конкурсы «Молодая Украина – Прокофьеву», Международный конкурс студентов-композиторов «Gradus ad Parnassum» в рамках Международного Форума музыки молодых, и др.

Секция теории музыки

Педагоги секции теории музыки предоставляют студентам целостный комплекс знаний по таким основополагающим для любого музыканта-профессионала предметам, как сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений и др. За годы существования была создана прочная методическая база для будущих музыковедов-педагогов по всем предметам теоретического цикла.

Преподавательский состав секции участвует в организации конференций (Международная научно-практическая конференция «Творчество С. С. Прокофьева в проекции XXI века», приуроченная к 125-летию со дня рождения композитора; Международная научно-практическая конференция «Дмитрий Шостакович и мировая художественная культура», Международная научно-практическая конференция, приуроченная к 20-летию Донецкого Баховского общества – «И. С. Бах и мировое музыкальное искусство»), издаёт сборники.

 

Положение о кафедре

 Заведующий кафедрой, кандидат искусствоведения, доцент Семыкин Валерий Григорьевич

E-mail :  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

О кафедре

Кафедра специального фортепиано организована в 1965 году на базе Донецкого филиала Харьковского института искусств. В первые годы здесь обучалось более половины общего состава студентов. У истоков кафедры стояли выпускники Московской, Ленинградской, Киевской и Новосибирской консерваторий, ученики выдающихся музыкантов – Н. Я. Перельмана, В. В. Топилина, А. Б. Гольденвейзера и Д. Д. Шостаковича, которые работали под руководством доцента В. А. Самохвалова. Среди выпускников – научные работники, руководители вузов, заслуженные деятели искусств, яркие талантливые педагоги и исполнители, получившие высокие звания и мировое признание. На сегодняшний день профессорско-преподавательский состав кафедры специального фортепиано состоит из представителей сильнейших фортепианных школ и выпускников Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева, которые в трудных социально-политических условиях не прекратили  самоотверженную работу в разных направлениях (публикации статей, написание диссертаций, проведение мастер-классов, подготовка студентов к различным конкурсам и концертам): заведующий кафедрой, кандидат искусствоведения, профессор Семыкин В.Г. (выпускник Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова), профессор Чеснокова Н.Ю. (выпускница Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки), доценты  Дурнева И.А., Дробот Ю.К., Кнышева Л.В., Ткачёва И.Ю. (выпускники Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева). Среди огромного количества достижений последних стоит отметить возрождение Международного конкурса молодых пианистов «На родине Прокофьева», учреждённого по личной инициативе лауреата Всеукраинских конкурсов, профессора В. В. Бойкова в 1999 году; успешную защиту в 2017 году кандидатской диссертации на тему : «Одночастная фортепианная соната ХІХ – первой трети ХХ столетия: композиционно – драматургические аспекты» заведующим кафедрой профессором В. Г. Семыкиным в Российской академии музыки имени Гнесиных. Эти успехи являются результатом упорной работы, отражением творческой атмосферы и достойной оценкой высокого профессионального уровня кафедры специального фортепиано, творческий потенциал которой не исчерпан и обещает много новых достижений.

Положение о кафедре

 

 Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент, лауреат международных джазовых фестивалей

Мошак Евгений Григорьевич.

 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

  

О кафедре
Кафедра «Музыкальное искусство эстрады» была создана в 1990 году по инициативе ректора Донецкой государственной консерватории имени С. С. Прокофьева, профессора В. Л. Бахарева и выдающегося джазового музыканта и педагога современности, заслуженного артиста Украины, профессора В. В. Колесникова, который был известен во многих странах мира как трубач-виртуоз.

Кафедра МИЭ стала первой в Украине в системе высшего музыкального образования, где цикл профессионального обучения проходил на всех инструментах эстрадного оркестра: труба, тромбон, саксофон, фортепиано, гитара, бас-гитара (контрабас), ударные, класс дирижирования. В 2000 году на кафедре МИЭ создаётся класс эстрадно-джазового пения, первым преподавателем которого становится заслуженный артист Украины, доцент В. Г. Карант, выпускник музыкального отделения ГИТИСа.

За годы существования кафедры профессорско-преподавательским составом выпущено более 500 специалистов, из них 183 получили наивысшую квалификацию «Концертный исполнитель», а самые яркие студенты продолжили обучение за границей (И. Осипов поступил в джазовую академию в Берлине; Н. Семенихин – в «Новый джазовый университет» в Нью-Йорке). Михаил Мартыненко с 2016 г. является руководителем оркестра духовых инструментов Донецкой филармонии.

С 2000 по 2013 гг. в Донецке проводился Международный джазовый фестиваль «До-Дж», в котором участвовали преподаватели и студенты кафедры. С этого времени и по сей день кафедра поддерживает международные связи, которые направлены на популяризацию отечественной музыкальной культуры и обмен опытом с зарубежными музыкантами. Так, поддерживаются творческие контакты с Бохумской высшей музыкальной школой (Германия), Гарвардским и Дэвис университетами (США).

Важная часть деятельности преподавателей – научная работа. Основатель и заведующий кафедрой С. Г. Горовой постоянно принимал участие и выступал с докладами на международных конференциях исполнителей на духовых инструментах (Ростов-на-Дону (1995); Ровно (1998)); В. Н. Авилов и Е. Г. Мошак в 2012 году успешно защитили диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения, публикуют научные статьи в различных сборниках научных статей и альманахах.

С 2007 по 2018 гг. кафедру возглавлял известный джазовый пианист, заслуженный артист Украины А. М. Лозовский, который наряду с преподавательской деятельностью являлся солистом Донецкой филармонии. С 2018 года кафедру возглавляет кандидат искусствоведения, доцент, лауреат международных джазовых фестивалей Е. Г. Мошак.

Начиная с 2010 г., по инициативе А. М. Лозовского, на сцене Донецкой государственной академической филармонии проводится Международный джазовый фестиваль «Джаз форум», с участием студентов и преподавателей кафедры и зарубежных гостей.

На сегодняшний день на кафедре «Музыкальное искусство эстрады» работают преподаватели и концертмейстеры-выпускники Донецкой государственной  музыкальной академии имени С. С. Прокофьева разных лет: В. Н. Должиков – и. о. профессора (класс дирижирования);
А. М. Лозовский – лауреат международных джазовых фестивалей, заслуженный артист Украины, солист Донецкой государственной академической филармонии, доцент, заведующий кафедрой МИЭ в 2007-2008 гг. (фортепиано); Е. И. Глазунов – лауреат международных джазовых фестивалей, ст. преподаватель (саксофон); А. В. Писаренко – ст. преподаватель (вокал); В. И. Суменко – ст. преподаватель (бас-гитара); А. И. Ситников – ст. преподаватель (тромбон, труба); А. М. Давла – преподаватель (вокал, ансамбль); И. Г. Коваленко – преподаватель (ударные);

На сегодняшний день на кафедре музыкального искусства эстрады работают преподаватели и концертмейстеры-выпускники Донецкой государственной  музыкальной академии имени С.С. Прокофьева разных лет: Должиков В.Н. – профессор (класс дирижирования); Лозовский А.М. – лауреат международных джазовых фестивалей, заслуженный артист Украины, солист Донецкой государственной академической филармонии, доцент, заведующий кафедрой МИЭ в 2007-2008 гг. (фортепиано); Глазунов Е.И. – лауреат международных джазовых фестивалей, ст. преподаватель (саксофон); Писаренко Е.В. – ст. преподаватель (вокал); Ситников А.И. – ст. преподаватель (тромбон, труба); Давла А.М. – преподаватель (вокал, ансамбль); Мартыненко М.В. – преподаватель (оркестровый класс, ансамбль); Туков В.А. – концертмейстер, преподаватель (импровизация, инструментовка); Вязовский В.Е. – Заслуженный деятель искусств Украины, старший преподаватель (педпрактика, исполнительская практика, ансамбль, дипломная работа); Баклицкий Б.Б. – преподаватель (спецпредмет, ансамбль, учебно-ознакомительная практика); Писаренко А.К., Коваленко Н.Б., Данилова А.С. – концертмейстеры.

Все годы ведущие коллективы кафедры МИЭ принимают активное участие  в конкурсах, фестивалях и концертах на различных отечественных и зарубежных площадках.

Положение о кафедре